
Что (ещё) умеет архитектор?
Архитектор обычно ассоциируется с чертежами, расчётами и планировками, но это далеко не все его возможности. На самом деле, работа начинается задолго до чертежей — на этапе, когда проект существует только как смутное представление или несформированная идея. Сегодня расскажем о неочевидных умениях архитектора, которые принесут неоценимую пользу вашему проекту.
Развитое воображение (Как это будет выглядеть?)
Проектирование — довольно туманное понятие для непосвящённого человека. Что это — придумывание, генерация идей, черчение? На самом деле, главное в работе архитектора — воображение, умение представить то, чего ещё не существует. Как раз оно и создаёт возможность проектировать, то есть придумывать что-то новое.
Если у вас есть пример — скажем, табуретка, — можно измерить линейкой детали, изготовить их и собрать так же, как в оригинале. Но если объекта не существует, его нужно сначала представить, разложить на составные части: как он будет выглядеть, как должен работать. Это и есть воображение.
Воображение есть у всех, но архитекторы развивают его в конкретной области, для работы с пространством. Если вы спросите непрофессионала: «А что будет, если мы покрасим эту стену в синий?» — очевидно, он может себе примерно представить картину (хотя некоторые не могут), а развитое воображение архитектора позволяет «увидеть» не только синюю стену, но и то, как она будет восприниматься в целом, в разное время, в разные сезоны и даже разными людьми. Без этого навыка архитектор просто не может работать. У него может не быть рук, он может не уметь рисовать, но у него не может не быть развитого воображения.
Генерация идей (Что тут можно придумать?)
«Под капотом» архитектор постоянно генерирует идеи и решения. Неспециалист тоже может генерировать идеи, но он всегда будет проигрывать специалисту, который этим занимается постоянно. Чтобы воображение что-то представило, ему нужна «пища». Архитектор гораздо более продуктивен, он может выдавать больше идей в более короткий срок в любой области, а в своей — так особенно.
Ещё один важный момент в том, что идеи отличаются по степени оригинальности. Неспециалист редко может сгенерировать по-настоящему новую идею, ведь обычно он опирается на личный опыт: на то, что видел, пробовал, знает. Профессионал же умеет синтезировать новое — объединять чужие идеи, связывать далёкие области знаний и находить неожиданные решения. Со временем этот процесс становится почти интуитивным, и на определённом уровне развития архитектор способен генерировать идеи, вообще не опираясь на уже существующие.
Генерация идей — естественное состояние творческого специалиста, и в архитектуре оно занимает центральное место.
Отбор (Что из этого лучше?)
Воображение и генерация идей сами по себе имеют мало ценности, ведь важен результат — выбор идей, которые действительно работают. Архитектор мысленно примеряет сгенерированные идеи к задаче, оценивает их и отсеивает лишние. Выживают только те идеи, которые лучше всего подходят для решения задачи.
У каждой задачи — свои параметры. Поэтому отбор — это процесс, которому невозможно научиться раз и навсегда. Он требует постоянной практики и пересмотра собственных критериев.
По поводу творческого отбора есть прекрасная цитата: «Вы остаётесь с тем, на что соглашаетесь». У архитектора планка выше, чем у среднестатистического заказчика, и именно это позволяет ему отбирать лучшие идеи и решения.
Интеграция (Как это будет работать всё вместе?)
Даже лучшие идеи по отдельности могут не сработать вместе. Архитектор — тот, кто собирает всё в единое целое. В интерьерах это одно из самых недооценённых качеств — заказчик совершенно спокойно может попросить поменять один элемент, ожидая, что это просто. Но новая идея не рассматривается отдельно, она влияет на весь результат. И за целостность приходится «платить» тем, что иногда ради одной правки приходится пересматривать всю концепцию.
Чем опытнее архитектор, тем выше его способность видеть проект целиком, с высоты птичьего полёта. Этот навык практически недоступен ни заказчикам, ни подрядчикам, потому что требует не только насмотренности, но и глубокого понимания взаимосвязи разных элементов проекта друг с другом.
Внимательность (Что нужно заказчику?)
Архитектор сильно отличается от других творческих специалистов тем, что решает практическую задачу. Художник, например, может творить свободно в рамках своей фантазии и вдохновения, а архитектор всегда «связан» условиями задачи, даже если она не до конца сформулирована.
Поэтому архитектору важно уметь уточнить задание и выстроить диалог с клиентом. Даже если заказчик может довольно внятно объяснить, что ему нужно и чего он хочет, всегда нужна обратная связь, мнение заказчика по множеству деталей.
Лучше архитектора на проекте это никто не сделает. Не существует универсального опросника, который можно заполнить и ответить на все вопросы. Вопросы зависят от творческого процесса, и только архитектор может направить заказчика в нужном направлении, помочь ему принять решение.
Что интересно, внимательность архитектора к заданию заказчика может противоречить его собственным идеям и практике их отбора. Есть архитекторы, которые отдают предпочтение своим идеям, активно их продвигают и строят на этом авторский стиль. Но есть и те, кто опирается на потребности заказчика, добавляя свои идеи лишь как недостающие кирпичики. На этом строится подход соучастного проектирования. Оба подхода востребованы и вопрос лишь в том, какой из них ближе конкретному заказчику.
* * *
Архитектор — гораздо больше, чем инженер или дизайнер. Его роль заключается в понимании задачи, поиске и отборе идей, интеграции их в единое целое. Уже на ранних этапах взаимодействия он помогает выявить истинные потребности, даже если заказчик сам затрудняется их сформулировать.
Архитектор умеет видеть то, чего пока нет, и собирать это в целостное решение, чтобы результат был функциональным, гармоничным и, самое главное — отвечал требованиям проекта.
0 комментариев
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.